Е.В. Пенская. Категорический императив в лирике Вс. Некрасова
Eлена Наумовна Пенская
(Высшая школа экономики)
Категорический императив в эстетике
Всеволода Некрасова
В докладе шла речь об эстетических категориях Всеволода Некрасова, о его
"измерениях" разрешенного и запрещенного, допустимого и недопустимого
в таких феноменах, как "литературное поведение" и "литературная
репутация". Формирование данных категорий в эстетике и поэтике Всеволода
Некрасова рассматривается сквозь призму некрасовского личного опыта пребывания
в литературе в течение 60 лет, из которых треть – ровно 20 лет – изменила
ситуацию "отсутствия". Этот перелом наступил в самом конце 1980-х, но
во многом предыдущие 40 лет "преодоления" запретов на публикации
сформировали неизменную эстетическую оптику и литературную позицию Всеволода
Некрасова. Концепция допуска/не допуска в литературу, механизма отбора и
выстраивания иерархии по ту и эту сторону официальной и неофициальной
литературы 1960-1980-х гг. обсуждалась в докладе на материале публицистики
Всеволода Некрасова, в которой многократно и настойчиво артикулировались его
принципы. ("Пакет", "Справка", "Живу вижу"), а
также переписка с издателями самиздатских журналов (Виктором Кривулиным
("37"), Николаем Боковым ("Ковчег"), Игорем Шелковским
("А-Я"). Автор наметил реализацию данных императивов в поэзии
Всеволода Некрасова и выявил расстановку "разрешенного и
неразрешенного", которая диктуется:
а) идеологическими мотивами,
б) лирическим императивом, в котором доминирует речевая свобода, в том
числе свобода высказывания.
Кроме того, в докладе был предложен и "третий взгляд" на
разрешения и запреты в контексте практики Всеволода Некрасова, отраженной в его
устных комментариях к некоторым стихотворениям Бориса Слуцкого, обсуждавшиеся с
автором доклада весной 2006 года.
Куда-то делась картинка с Некрасовым-регулировщиком, куча таких подаренных открыток есть, а этой... жалко. - Ссылка на "Стой Иди" не кликабельна, прицепить бы надо картинку
ОтветитьУдалитьСделали кликабельную ссылку на картинку.
УдалитьДругих изобразительных материалов в докладе не было
УдалитьДа, я одну картинку и имела в виду.
УдалитьСсылка завешена неправильно как-то: сама по себе некликабельна, но если скопировать и вставить в командную строку, выводит на картинку.
ОтветитьУдалитьСсылка работает, проверьте, пожалуйста.
УдалитьТеперь да, спасибо.
УдалитьСсылка у меня работает. Кстати, в Стой/иди на плакате легко читается СИДИ. что расширяет наше понимание.
УдалитьОткрытку с Н-регулировщиком поискать еще надо...
ОтветитьУдалитьИ нельзя ли все-таки картинку в текст встроить, она ведь прислана); что ссылка ожила, это, конечно, хорошо.
ОтветитьУдалитьЕлена Наумовна, спасибо большое за доклад! В поэтике Некрасова в целом эта прекрасно описанная Вами стратегия определенности "хорошо и плохо", "можно и нельзя" читается очень ясно. Как мне кажется, и в поведении тоже. Осмысливалась ли им когда-нибудь бытовая сложность категоричности, достаточно "перпендикулярная" многим бытовым традициям. И есть у нее литературные ориентиры, кроме "детскости"?
ОтветитьУдалить"Простой престол / На престоле человек, / Простой / Человек, /Простой / Толстой". Это насчет литературных ориентиров, к которым он был способен отнестись в том числе и иронически - если эта категоричность проявлялась у других.
ОтветитьУдалитьАнна Ивановна в письме к Асии Сваринской жалуется, как Некрасов негодовал на нее за то, что она согласилась на публикацию книги "Театр Островского" после того, как из нее редактор выбросил существенную главу. Не надо было печатать в это случае книгу вообще! (это про то, в какой степени эта сложность категоричности, не очень даже и бытовая, распространялась на близкого человека). Аввакума - нет, вслух не поминал, вообще никаких таких героических фигур.
ОтветитьУдалитьа письмо А. И. Журавлевой можно прочитать?
ОтветитьУдалитьДа, конечно, я их сканировала и давала ссылку в ФБ... сейчас поищу
Удалитьhttps://drive.google.com/file/d/1GGzsE9AZvImBk6B039uEoVMQf3Q3ZMT7/view?usp=sharing
УдалитьПисьма Журавлевой к А.Сваринской (набор фрагментов; про Островского там в самом начале)
Письма Анны Ивановны Журавлевой, вернее, выдержки из писем Клеопатре (Лоре) Агеевой - очень важный источник для атрибуции, восстановления контекста произведений Некрасова, обстоятельств его полемики. Детали, которые мы в них обнаруживаем, помогают обнаружить неожиданные связи событий и вот как здесь - в данном сюжете - то, что было неочевидно (картина Эрика Булатова, имеющая, как оказалось еще и внутренние биографические коннотации )
ОтветитьУдалить