И. А. Лобакова. Можно ли нарушить патриарший запрет?



Ирина Анатольевна Лобакова 

(Институт русской литературы)

Можно ли обойти патриарший запрет:

Документы конца XVII — первой половины XVIII веков о местном почитании вологодского подвижника

Проблема включения местночтимого святого в сонм святых общерусских в каждом конкретном случае имеет свои особенности и свою историю, так как в православной церкви до XIX в. не было разработанной, письменно регламентированной процедуры канонизации. Как отмечалось исследователями, первоначально народное почитание святого поддерживалось местным священством или монастырем и становилось делом обычая. Некоторые из этих обычаев получили отражение в документах. Так, И.А. Бычков ввел в научный оборот рукопись-конволют, в составе которого был список «Изречения» патриарха Адриана 1691 г., в котором содержался отказ в признании истинными святыми вологодских подвижников, среди которых был и Галактион Вологодский, убитый 22 сентября 1612 г. Официальный ответ патриарха содержал запрет чтить место захоронения «мнимого» святого, изображать его на иконах, славить в церкви пением, прославлять в житии и содержит указание никаких торжеств не творить. Неприятие патриарха вызвал обычай брать «персть» с гроба святого и пить, надеясь на исцеление. Однако введенная нами в научный оборот «Записка о состоянии гробницы в 1747 г.» затворника Галактиона содержит свидетельство того, что несмотря на патриарший запрет, местное почитание к этому времени включало все основные элементы культа официально признанных святых: богато украшенная золоченой резьбы гробница; в серебряном позолоченном окладе икона святого над нею; резная золоченая сень, два богатых бархатных покрова на раке; реликвии, связанные с именем подвижника, которые выставлены для всеобщего поклонения; наличие бденной Службы и Жития, устойчивая практика молебнов над гробом Галактиона и его колодцем. При этом монастырь поддержал народную форму почитания святого: в помосте гробницы была устроена выложенная кирпичом «скважня», в которую могла свободно проходить рука (приходящие к гробу брали с него «персть», смешивали с водой из святого колодца и пили для исцеления от болезней). Таким образом, патриарший запрет не был принят во внимание в Вологоде в к.XVII – 1-й пол.XVIII вв.
 
 
 

Комментарии

  1. Дорогая Ирина Анатольевна, спасибо за интересный доклад. Скажите, пожалуйста, а насколько были часты подобные запреты и, если да, то часто ли нарушались? Не только в 17-м в., но и позже. Или это был единственный прецедент? Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лобакова Ирина Анатольевна27 апреля 2020 г. в 20:54

      Добрый день, простите, что отвечаю с опозданием, но плохо справлялась с работой в блоге.
      Документальных свидетельств такого рода, насколько мне известно, сохранилось немного. Редко можно увидеть диалог патриарха и игумена по одному вопросу. Чем дальше от Москвы, тем сложнее было контролировать местное почитание святых (и в 17, и в 18, и в 19 вв.)

      Удалить
  2. Дорогая Ирина Анатольевна, большое спасибо за это замечательное остроумное сообщение. Скажите, пожалуйста, что известно о контроле за исполнением патриарших указаний в XVII веке, насколько они строго соблюдались вообще. Что коренным образом изменилось в практике исполнения указаний церковных властей в ранний синодальный период?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Анатольевна Лобакова27 апреля 2020 г. в 21:08

      Патриаршие запреты такого рода, как в конволюте из собрания П.И. Савваитова, мне неизвестны. Существовала традиция надзора, но документы свидетельствуют о достаточно широких возможностях местных властей. Наиболее известна история признания общерусской святой Анны Кашинской, которая позже была "расканонизирована" (см. статью с Словаре книжников и книжности Древней Руси О.А. Белобровой о Житии Анны Кашинской" - XVII век). Хотя в Синодальный период была более жесткая регламентация всего и вся, но в статье в 65 томе ТОДРЛ я дала ссылку (№1)еще на один документ РГИА, где при Анне Иоанновне было прислано на места синодальное "определение" о мнимых святых.

      Удалить
  3. Уважаемая Ирина Анатольевна, скажите, пожалуйста, насколько характерно/часто встречаются подобные описания гробниц и мест захоронения в документах? Большое спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Анатольевна Лобакова27 апреля 2020 г. в 21:15

      В рукописях из Вологодского государственного архива :ГАВО, ф. 496 (Духовной консистории), №№ 1645 и 1668 есть описания гробниц Нила Сорского, Зосимы Ворбозомского, Даниила Шужгорского Ферапонта и Мартиниана Белозерских, Сергия Нуромского и мн. др. В моей статье в 65 томе ТОДРЛ они все указаны (с. 329 - 330).

      Удалить
  4. Юлия Говорухина27 апреля 2020 г. в 13:46

    Уважаемая Ирина Анатольевна, спасибо за интереснейший доклад! Нарушение запрета нередко грозит наказанием. Интересно, оно последовало в отношении вологодцев?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Анатольевна Лобакова27 апреля 2020 г. в 21:17

      Судя по всему (Галактион Вологодский почитался как святой в своем монастыре до его разрушения в 1930-х гг.), никаких наказаний не последовало.

      Удалить
  5. Уважаемая Ирина Анатольевна, спасибо большое за доклад и поднятую в нем проблему. У меня 2 вопроса: 1. играли ли какую-то реальную роль в процессе канонизации монастырские "книги чудес", если сообщать о чудесах предписывалось пастве? 2. Имело ли нарушение этого патриаршего запрета влияние на дальнейшее продвижение этого дела? Сегодняшняя РПЦ следует патриаршей воле в этом деле или поддерживает инициативу монастыря?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Анатольевна Лобакова27 апреля 2020 г. в 21:32

      Дело в том, что список посмертных чудес святого, как правило, читается в его Житии. В Житии Галактиона Вологодского (текст с чудесами был мною опубликован в 66 томе ТОДРЛ, с. 234 - 283) их 18. Часть чудес имеют развитое сюжетное повествование и в них рассказано о тех, кто подробно поведал о чуде святого и перечислены имена монахов, кто эти чудеса записал. Записывали чудеса именно монахи по рассказам удостоившихся чуда.
      Галактион чтился в своем монастыре до его разрушения в 1930-х гг., поскольку поддерживался вологодскими архиереями.
      В настоящее время существует комиссия по канонизации, которая занимается рассмотрением обстоятельств, позволяющих признать святыми погибших в сталинское время (о многих из них рассказано в Православной энциклопедии). После того, как в 19 в. были сформулированы условия признания подвижника святым, вопрос о канонизации решается проще.

      Удалить
    2. Спасибо! Значит, он еще может быть канонизирован вопреки патриаршему запрету)))

      Удалить
    3. Ирина анатольевна Лобакова28 апреля 2020 г. в 21:15

      Он и был канонизирован, как я отметила в докладе, в середине 19 в. в сонме вологодских святых.

      Удалить
    4. Спасибо. И извините, я не вычитала этого.

      Удалить
  6. Ирина Анатольевна Лобакова29 апреля 2020 г. в 12:40

    Спасибо Вам. Как Вы знаете, первая попытка регламентировать круг святых была предпринята митрополитом Макарием (ВМЧ) при Иване Грозном, но поскольку огромный монументальный труд не мог получить распространения на всем пространстве Руси, то большого влияния на церковную жизнь памятник не оказал. Поэтому Типиконы и Уставы монастырей так сильно отличаются друг от друга (тот, кто был почитаем в одном, мог быть лишь упомянут "Если игумен изволит/ благословит"...). В XVII в. этой идеей был одержим Никон. Но и у него (при всех потрясений церковного раскола) добиться безусловности решений патриарха не получилось. Лишь в Синодальный период, когда была введена разбивка монастырей на "классы" (в том числе, появление "заштатных") появилась возможность более жестко надзирать за их деятельностью.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Самые популярные записи в блоге