А. Бринтлингер. "Заключенные в поисках пространства"


Анджела Бринтлингер

(Государственный университет штата Огайо)

Заключенные в поисках пространства: свобода художника, вненаходимость, и Пьеса 'клетка' Тэчинга Шэя (1978-79)»

 
Иммигрант-нелегал в Соединённых Штатах в семидесятые годы, Тэчинг Шэй не имел право войти в общество: не мог легально занимать рабочее место, не мог принимать участие в общественных процессах, в выборах, в налоговой системе, в пенсионной системе. Он был вне системы, не имел возможности к ней подключиться. Однако будучи художником в жанре перформанса, Шэй придумал себе «работу» в виде пяти одногодных акций, разрешение на которые ему не надо было спрашивать ни в каких инстанциях.
 Художник часто оказывается вне, а в заключении он просто выпадает из общества. Одногодные художественные акции в жанре перформанса Тэчинга Шэя дают интереснейший материал для обсуждения вопроса о свободе и заключении, об изоляции и возможности межчеловеческих отношений. Заодно затрагивается вопрос о свободе творчества: что такое искусство и как оно сказывается на тело художника?
 В докладе описывается опыты Шэя как перформансы и как исследования о значении и сущности человека. Физически Шэй себя затворил, как умалишенного или уголовника, однако приглашая зрителей, он разыгрывал сцену и вроде бы оставил за собой контроль над ситуацией, одновременно отдавая ту же контроль в чужие руки (или глаза). Это и клетка, и камера, и келья. Это и зона принуждения, и зона творчества, разговор о самоизоляции и о молчании и о том, как можно громко говорить о проблемах в обществе и законодательстве (в том числе и о вопросе иммиграции), не сказав ни слова.

Комментарии

  1. Дорогая Анджела, большое спасибо! У меня вопрос любопытствующего: есть ли сведения о пострефлексии автора над своими акциями? Его опыт изоляции/бездомья предполагалось осмыслить, или это дальше перформансной презентации дело не шло, он всегда оставался в рамках этого жанра?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Илона, пострефлекции есть! Однако пока некоторые из них недоступны в связи с закрытием университетских библиотек! Надеюсь, что ситуация уладится и я тогда смогу дополнить доклад.

      Удалить
  2. Марина Загидуллина28 апреля 2020 г. в 12:50

    Анджела, огромное спасибо за интереснейший материал - и правда, как все это неожиданно стало всеобщей проблемой, а не уделом художников-жизнетворцев! Но вопрос о другом. Можно ли такие "одногодные акции" рассматривать в некоей параллели с духовно-телесными практиками, присущими религиям опыта (типа буддизма)? Впрочем, и в христианстве сталкиваемся с подобными исканиями - как через телесные испытания найти выход в верхние сферы. Если еще точнее, то вопрос о границе искусства и жизни: насколько все это перформативно - то есть рассчитано на "другого" (или все же символически и стоически личностно). Почему-то Олег Кулик ("человек-собака") на ум пришел. У него всегда все перформансы строго отграничены от него самого.

    ОтветитьУдалить
  3. Я знаю все! Когда Анджела придумала эту тему для нашей конференции, еще не было никаких карантинов. А потом она начала додумывать - и вот, пожалуйста, нам приходится участвовать в блог-конференции. Когда профессор Бринтлингер приедет к нам по полученной ею визе, обещаю коллегам, что мы спросим с нее по полной программе! Ну, это шутка, от которой я не мог дружески удержаться. Это потому, что Ваш доклад оказался суперактуальным.
    Вопрос. Этот Ваш персонаж Шэй, перформационист, он вообще художник? То есть он создал что-то, кроме себя в пространстве и времени? Меня вообще интересует эта проблема (да, Марина Викторовна, и про О. Кулика). К примеру, "митьки" в первую очередь художники, и они создают перформансы (что вторично, явно, для них). Я, например, могу создать П., но за этим будут стоять мои картины. А вот Ваш персонаж, он только занимается самозапретами и демонстрирует эту публике?

    ОтветитьУдалить
  4. Анджела Бринтлингер28 апреля 2020 г. в 16:54

    Спасибо, коллеги, за интереснейший вопросы! Насколько я знаю, Шэй себя считал (или м.б. считает) себя художником, однако заявил "я не смазываю [blur] искусство с жизнью." Мне кажется, что во время этих одногодных перформансов Шэй выпадал из жизни, занимаясь только своим концептуальным искусством, хотя конечно в сами пьесы включены ежедневные жизненные действия, типа сон, еда, другие физические нужды. Его перформансы рассматривают в связи с легальными категориями: документы, контракты, законы и правила. Систематичность его перформансов походит на бюрократические нормы, и естественно напрашивается вопрос о легальности его существовании в США. Кстати в 1988 была амнестия, и Шэй смог получить легальный статус. Несмотря на это, он 01.01.2000 заявил, что закончил еще один перформанс, длины с 31.12.1986 по 31.12.1999: "я сохранился в жизни" ["I kept myself alive"].Так что несмотря на то, что в словах одного историка искусства "перформанс -- жанр, определенный именно своей склонности к автобиографическому материалу," мы можем рассматривать то, чем занимается Шэй как своего рода жизнетворчество, м.б. наизнанку.

    ОтветитьУдалить
  5. Также очень для нас реальна "Пьеса Верёвка" ("The Rope Piece," 1983-84), в которой Шэй со своим знакомым художником-перформационистом Линдой Монтаной были связаны веревкой или канатом длины в 8 футов, т.е. 2.4 м, в течение года. Вот вам и дистанция на два с половиной метра...

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Самые популярные записи в блоге