А. М. Васильева. Запретные города


Анастасия Михайловна Васильева 

(Тверской государственный университет)

Запретные города: репрезентация провинциальной России в столичных журналах 1830–1850‑х годов
Провинциальный город в русской культуре XIX века – не только воплощение косности и ограниченности. Говоря о репрезентации провинции в русской периодике, следует учитывать, что провинциальные читатели составляли основу аудитории многих журналов и газет. И поэтому образ провинции в столичной прессе как минимум неоднозначен. Однако в большинстве случаев мы можем обнаружить достаточно оригинальные формы описания недоступности, закрытости, замкнутости провинциального мира. 
В докладе рассматриваются упоминания о провинциальной Твери в столичных журналах 1830 – 1850-х гг., показывающие, что «Запретный город» - не только метафора, но и социальная реальность. Журналы формируют определенный имидж провинции как закрытого пространства, объединяя представление о географической  ограниченности и ограниченности представлений провинциальных жителей. Материалами для исследования стали статьи из «Библиотеки для чтения» и «Вестника Европы», а также приведены примеры из «Путевых писем из Новгородской и Псковской губерний" П. Якушкина и записок иностранных путешественников –  А. Дюма и Т. Готье.
Опасность любого прогресса в представлении провинциального обитателя связана не только с силой традиции; если жизнь в столице основана на принципе открытости, то в провинциальном городе ситуация противоположная. Этот город удален от путей прогресса – и в то же время живёт в мире тотальной регламентации, основанной на жестких запретах.

Комментарии

  1. Анастасия Михайловна, спасибо! А можно предположить какую-то роль знаменитых художественных произведений в формировании такого образа, - например, повлиял ли на публицистику, допустим, "Обломов"? Или "Обломов" и публицистика в совершенно равной степени - порождение одного и того же мира, никакой хронологической последовательности (напр., после публикации романа становится больше статей определенного типа) - нет? И еще: насколько иной, подобный, обильный, скудный материал для исследования такого рода представляют провинциальные газеты (а не только толстые столичные журналы)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за интересные вопросы! Действительно, «обломовщина» стала нарицательным понятием косности и застоя, выражением глубокого кризиса крепостнического хозяйства и порожденной им идеологии. Автор показывает, что Обломова взрастила дворянская усадьба с ее застойным бытом и помещичьими нравами. Исходя из этого, можно предположить, что «Обломов» и публицистика – это порождение одного и того же мира. Но с полной уверенностью ответить на этот вопрос будет возможно после более углубленного анализа романа и публицистики в целом за этот период времени.
      Насчет провинциальных газет ответить так сразу не могу. Так как образ провинции в столичной прессе неоднозначен и мир провинциального города замкнут и не всегда доступен столичному наблюдателю, мне было важно проследить, как из отдельных упоминаний именно в столичных журналах складывается образ провинциальных городов (в частности Твери) в представлении тех же столичных читателей. Поэтому насколько иной, подобный, обильный, скудный материал содержат в себе провинциальные газеты, я ответить затрудняюсь. Но Ваш вопрос, действительно, интересен для меня, я возьму его на вооружение при дальнейшем исследовании.

      Удалить
    2. Простите, коллеги, я не понял, к чему вам "Обломов"? Действие там происходит в СПб. Если вы имеете "Сон Обломова", то так и пишите.

      Удалить
  2. Спасибо, Анастасия Михайловна! Все перечисленные Вами мотивы провинциальности - топосы, конечно. Как вы видите в материале: внимание авторов сосредоточено на этом, универсально "провинциальном" или есть интенция увидеть самобытное? Чем вообще такая оптика определялась? Эти описания разных местностей до ломоты похожи, Екатерина унифицировала городские ландшафты, но природа и история, кажется, предоставляет некоторое разнообразие, почему же оно не отражается? (вопрос риторический))) С нетерпением и искренне буду ждать обещанного нового доклада

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Я только на начальном этапе исследования данной темы. Могу сказать, что да, рассмотренные черты универсальны для провинции.
      Чем определялся такой взгляд на провинцию? Думаю, что свою роль здесь играет пространственный фактор, который, объективно существуя как географический, в большей степени порождает целый спектр явлений, которые субъективно оцениваются весьма различно.

      Удалить
    2. Вот эти различия меня и интересуют, поскольку мне не удалось их найти. Буду следить за Вашей интересной работой. Успехов Вам!

      Удалить
  3. Анастасия Михайловна, у меня конкретный вопрос: что такое "восковый образ Богородицы"? я с этим не встречался.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за вопрос. В начале I тысячелетия до н.э. была известна техника – энкаустика (живопись восковыми красками). Эта техника широко применялась в египетской и греческой живописи. Христиане переняли эту технику, и первые иконы написаны именно восковыми красками. И вот восковый образ Богородицы – это икона Владимирской Божьей Матери, написанная в данной технике.

      Удалить
  4. Андрей Федотов28 апреля 2020 г. в 19:31

    Анастасия Михайловна, в какой мере, на ваш взгляд, общая для описания провинции топика формирует в приведенных вами текстах портрет Твери? И, правильно ли я понимаю, что во всех случаях речь идет о наблюдателе-чужаке? Можно ли хотя бы предварительно говорить о каких-то отличиях самого взгляда местного человека от заезжего наблюдателя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Вопросы достаточно интересные. Эти общие черты, на мой взгляд, в большей мере отражают закрытость, косность и отстраненность Твери от столиц, что рисует определенный портрет. В какой-то степени Вы правы, говоря о «наблюдателе-чужаке». Я уже упоминала, что мир провинциального города замкнут и не всегда доступен столичному наблюдателю. Поэтому выведенный образ Твери – это, своего рода, образ местности в сознании столичного читателя, который, как говорится, хочет познать «всю кухню изнутри». Насчет взгляда местного человека ответить не решусь. Но Т.В. Цивьян, например, формирует интересную точку зрения: «Оказалось важным то, куда помещает себя описывающий. В зависимости от этого у него меняется взгляд на пространство, и соответственно, оценка пространства». Поэтому, думаю, различия во взглядах определенно будут.

      Удалить

Отправить комментарий

Самые популярные записи в блоге