С.А. Фомичев. Табу в судьбе А. С. Пушкина (Одесский эпизод)



Сергей Александрович Фомичев

(Институт русской литературы)

Табу в судьбе Пушкина: одесский период

 

Считается обычно, что основной причиной ссылки Пушкина из Одессы в Михайловское послужило перлюстрированное его письмо, где поэт признавался в том, что берет «уроки чистого атеизма». На самом деле причины были куда более серьезными: над ним тяготело подозрение (а именно, в авторстве эпиграммы: «Мы добрых граждан позабавим, / И у позорного столба / Кишкой последнего попа / Последнего царя удавим»),  которое позже было принято обозначать как нарушение табу, хотя сама эта лексема в ту пору на Руси еще не была известна. Впервые его в России ввел Т. Н. Грановский. Тут важен семантический оттенок, отмеченный впервые Грановским и уже обогативший живую речь: обожествление верховной власти, посягательство на которую грозило неминуемыми  жестокими карами. Перлюстрированное письмо поэта позволило властям подозревать Пушкина в авторстве «якобинской эпиграммы», т. е. в вольнодумном посягательстве на табу.

Комментарии

  1. Об употреблении слова "табу" ср. в начале доклада А. Ю. Сорочана.

    ОтветитьУдалить
  2. Коллеги, Сергей Александрович не имеет возможности напрямую ответить вам в блоге. Но его ответы я буду транслировать.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо Сергею Александровичу. Такое впечатление, что Грановский читал "Тотем и табу" Фрейда, но только первую часть, извлекая из нее свое, своциально-политическое. И какое милый получился способ разрушения идеи божественной власти с помощью русского (пере-)осмысления сакрального!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фомичев сетует на то, что ни Фрейд, ни Фрайзер не понимали (или не подчеркивали) именно политическую сущность "табу", как это сделал Грановский. Но о Грановском все как-то забыли. А именно его трактовка "табу" наиболее верная и актуальная до сих пор, подчеркнул Фомичев.

      Удалить
  4. Сергей Александрович, спасибо за доклад, как всегда, очень интересный!
    А кто же этот "глухой англичанин"? и реален ли его 1000-страничный труд?

    ОтветитьУдалить
  5. Дорогой и глубокоуважаемый Сергей Александрович, мне кажется, что Вы помимо основной затронули одну из самых многозначных тем, связанных с представлением о религиозности в пушкинскую эпоху. И вот ее частный аспект: что такое атеизм для Пушкина? Спасибо, всегда Ваш, Сергей Фролов.

    ОтветитьУдалить
  6. Это всем известно: это Уильям Хатчинсон, лечащий врач Воронцова. См. о нем статью Л. М. Аринштейна "Одесский собеседник Пушкина". О размещена в ФЭБ (С.Д.). Ваш доклад, Александр Юрьевич, зачитанный С. А. по телефону Варварой, ему очень понравился, о чем он просил передать вместе с приветствиями не только Вам, но и всем участникам нашей конференции!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Простите, это случайно так получилось. Это ответ Сорочану. СД

      Удалить
  7. С. В. Фролову (вместе с приветствиями!): Конечно же он был деистом, как и все просветители, а не атеистом. Он был верующим человеком, но это ему не мешало "пошутить" о Боге, как Вольтеру и др. О вере и "атеизме" существует большая литература, есть, кажется, даже диссертация об атеизме Пушкина.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Самые популярные записи в блоге