С.А. Фомичев. Табу в судьбе А. С. Пушкина (Одесский эпизод)
Сергей Александрович Фомичев
(Институт русской литературы)
Табу в судьбе Пушкина: одесский период
Считается обычно, что основной причиной ссылки Пушкина из Одессы в
Михайловское послужило перлюстрированное его письмо, где поэт признавался в
том, что берет «уроки чистого атеизма». На самом деле причины были куда более
серьезными: над ним тяготело подозрение (а именно, в авторстве эпиграммы: «Мы
добрых граждан позабавим, / И у позорного столба / Кишкой последнего попа /
Последнего царя удавим»), которое позже было принято обозначать как
нарушение табу, хотя сама эта лексема в ту пору на Руси еще не была известна.
Впервые его в России ввел Т. Н. Грановский. Тут важен семантический оттенок,
отмеченный впервые Грановским и уже обогативший живую речь: обожествление
верховной власти, посягательство на которую грозило неминуемыми жестокими
карами. Перлюстрированное письмо поэта позволило властям подозревать Пушкина в
авторстве «якобинской эпиграммы», т. е. в вольнодумном посягательстве на табу.
Об употреблении слова "табу" ср. в начале доклада А. Ю. Сорочана.
ОтветитьУдалитьКоллеги, Сергей Александрович не имеет возможности напрямую ответить вам в блоге. Но его ответы я буду транслировать.
ОтветитьУдалитьСпасибо Сергею Александровичу. Такое впечатление, что Грановский читал "Тотем и табу" Фрейда, но только первую часть, извлекая из нее свое, своциально-политическое. И какое милый получился способ разрушения идеи божественной власти с помощью русского (пере-)осмысления сакрального!
ОтветитьУдалитьФомичев сетует на то, что ни Фрейд, ни Фрайзер не понимали (или не подчеркивали) именно политическую сущность "табу", как это сделал Грановский. Но о Грановском все как-то забыли. А именно его трактовка "табу" наиболее верная и актуальная до сих пор, подчеркнул Фомичев.
УдалитьСергей Александрович, спасибо за доклад, как всегда, очень интересный!
ОтветитьУдалитьА кто же этот "глухой англичанин"? и реален ли его 1000-страничный труд?
Дорогой и глубокоуважаемый Сергей Александрович, мне кажется, что Вы помимо основной затронули одну из самых многозначных тем, связанных с представлением о религиозности в пушкинскую эпоху. И вот ее частный аспект: что такое атеизм для Пушкина? Спасибо, всегда Ваш, Сергей Фролов.
ОтветитьУдалитьЭто всем известно: это Уильям Хатчинсон, лечащий врач Воронцова. См. о нем статью Л. М. Аринштейна "Одесский собеседник Пушкина". О размещена в ФЭБ (С.Д.). Ваш доклад, Александр Юрьевич, зачитанный С. А. по телефону Варварой, ему очень понравился, о чем он просил передать вместе с приветствиями не только Вам, но и всем участникам нашей конференции!
ОтветитьУдалитьПростите, это случайно так получилось. Это ответ Сорочану. СД
УдалитьС. В. Фролову (вместе с приветствиями!): Конечно же он был деистом, как и все просветители, а не атеистом. Он был верующим человеком, но это ему не мешало "пошутить" о Боге, как Вольтеру и др. О вере и "атеизме" существует большая литература, есть, кажется, даже диссертация об атеизме Пушкина.
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалить