Ю. А. Говорухина. Содержание и прагматика запрета в современной литературной критике

Юлия Анатольевна Говорухина
(Сибирский федеральный университет)
Содержание и прагматика запрета
в современной литературной критике
Разные формы запретов не только присутствуют в современной критике, но и выполняют важную роль в формировании и поддержании групповой идентичности и культурной памяти, в присвоении и разделении литературного поля, воспитании «своего» читателя. Запреты порождаются, во-первых, актуальной во все времена оппозицией «свой-чужой», имеющей эстетические, социально-политические, этические и другие основания. Во-вторых, явные и не проговариваемые, но подразумеваемые табу предполагаются природой критики как властного дискурса. Последнее следует из такой функции критики, как присвоение литературных фактов посредством набрасывания своей «сетки значений» и их оценка.

Современная либеральная и патриотическая толстожурнальная критика транслирует запреты на «чужих» авторов, на «чужие» эстетические тенденции, друг на друга. Нарушение запрета не остается незамеченным и влечет наказание, формы которого варьируются от неодобрения до отвержения, означивания как «чужого», вытеснения за пределы «своего» литературного поля.
Однако в некоторых случаях нарушение запрета может оказаться легитимным. Если «нарушитель» обладает символическим капиталом, если является частью коллективной памяти группы, критика находит оправдание проступку.

 
 

Комментарии

  1. Спасибо большое, Юлия Анатольевна, за интересный доклад. У меня 2 вопроса: 1. Вы используете, в основном, материал, характерный для 1990-х и 2000-х, очевидно ангажированный политически (что очень соответствует той эпохе), распространяется ли поле отмеченных Вами запретов на современную картину литературной критики в России (учитывая принципиально иную социокультурную ситуацию)? 2. Можно конкретизировать: что Вы понимаете под "поведенческими моделями" читателя, насколько сильна для критики той эпохи была прагматическая или даже утилитарная составляющая, и какая она?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Говорухина28 апреля 2020 г. в 10:22

      Спасибо за вопросы, Илона! Отвечаю: 1) Сегодня часто можно услышать, что прежняя журнальная оппозиция неактуальна. Мол, журналы пытаются выжить, им не до идеологических войн. Однако, погружаясь в материал и сравнивая новейшие публикации, могу сказать, что ничего не изменилось. Может быть, градус стал чуть ниже, но концепт борьбы остается важнейшим для патриотов, и образ врага присутствует, и запреты (проговариваемые и подразумеваемые) остались. 2) Под поведенческими моделями понимаю те или иные реакции человека на воздействие среды. Как может критика формировать их? Например, оценивая поступки литературного персонажа как нравственные, правильные, достойные, патриотические и т.п. (и наоборот). Описывая жизнь писателя (в юбилейных статьях, литературных портретах) как героическую, достойную подражания. Поведенческая модель читателя - «правильная» реакция на «свои» и «чужие» тексты, на «своих» и «чужих» авторов, «правильная» (задаваемая примерами разборов) интерпретация и оценка. Она задается внушаемыми эстетическими ориентирами.

      Удалить
    2. Спасибо! Я уточню: сегодня поле критики расширилось/размылось и изменило формат. Современная литературно-оценочная деятельность переместилась в Сеть и газеты. Там другая карта, сложнее, и, на мой поверхностный взгляд, идеология там не так важна.
      А что касается поведения, и подразумевала элемент чисто прагматический: "голосование рублем". Сегодня нельзя исключать социологию литературы и другие социальные институты, с которыми критика тесно связана.

      Удалить
  2. Спасибо, Юлия Анатольевна! По поводу русофобной современной критики вспоминаются западники и славянофилы. Ничего не изменилось, только приобрело другие, свойственные времени, но не пространству, оттенки и нюансы...
    Конечно, говоря о лит. критике, стоит упомянуть кино- и театральную критику, создающую контекст нашему разговору. Последние, поскольку берут в свои руки зрелищные виды искусств, кажется, более жестоки и требовательны. И подвержены указующему персту власти (в разной степени в различные эпохи).
    Можно ли сказать, что критик все-таки - орудие цензуры? И во все времена, кстати .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Говорухина28 апреля 2020 г. в 10:23

      Спасибо за вопрос, Сергей Викторович! Да, конечно, западники и славянофилы в современной версии. Думаю, от этой пары мы не уйдем еще долго.
      Мне сложно говорить о кино- и театральной критике. Тут я не специалист. Но, думаю, она более жестокая еще и потому, что не отстает от кино- и театральных новинок, более оперативна. Толстожурнальная критика всегда запаздывает, на первые эмоции накладывается аналитика. Плюс сказывается отказ от позиции всезнающего эксперта. Но она так же, как и арт-критика в разные эпохи «оглядывалась» на указующий перст. И, по-моему, совершенно точно в советское время была орудием цензуры. Является ли сейчас? Толстожурнальная точно нет. Аудитория слишком мала, неинтересный объект для власти. Газетная, телевизионная, сетевая - да (не во всем объеме, конечно), определяется политикой издания. Прикормленные критики всегда были и будут.

      Удалить
  3. Спасибо, Юлия Анатольевна! Вы рассматриваете процессы, происходящие в профессиональной критике. А есть ли какие-то табу в читательской непрофессиональной критике?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Говорухина28 апреля 2020 г. в 10:23

      Спасибо за вопрос, Светлана! Непрофессиональная читательская критика - новый для меня объект исследования. Я на этапе сбора материала (интересуют современные версии читательских дневников). Но уже сейчас могу сказать, что в дневниках чаще действуют табу сугубо личностные, жизнеориентирующие. Они проявляются при переносе художественного сюжета в реальность. Например: «Стива - подлец, конечно. Изменяет налево и направо без любви. Но все-таки это лучше, чем разводиться. Мы тут с Толстым единодушны».

      Удалить

Отправить комментарий

Самые популярные записи в блоге