С. В. Фролов. Запреты в творчестве русских композиторов


С.В. Фролов
Запреты в творчестве
русских композиторов третьей четверти XIX века

Как это ни парадоксально, но именно запреты во многом послужили основой для формирования своеобразия русской классической музыки у композиторов, вошедших в историю в третьей четверти XIX века – П. И. Чайковского и противопоставляемых ему персонажей «пятерки» балакиревского кружка или «Могучей кучки». Однако опять же парадоксально, но, поскольку, у них было два столь же противопоставляемых идеолога, то и запреты у них были принципиально несовпадающие.
Так, систему запретов для балакиревцев сформулировал и в каком-то смысле насильственно внедрял идеолог Могучей кучки В. В. Стасов.
В наиболее концентрированном виде она отражена в его знаменитом письме к М. А. Балакиреву от 13 февраля 1861 года. Там, перескакивая с одной темы на другую, Стасов как-то неожиданно изрекает: «Мне кажется, что „Лиром“ и еще двумя-тремя вещами Вы навсегда распрощаетесь с общей европейской музыкой и скоро уже перейдете окончательно к тому делу, для которого родились на свет: музыка новая, великая, неслыханная, невиданная, еще новее по формам (а главное по содержанию), чем та, которую у нас затеял ко всеобщему скандалу Глинка»[1].
Однако, поскольку в это программе «музыки новой» все сводится к отрицательной приставке «не», то далее идеолог вынужден пояснить конкретный смысл «новизны»: «симфония должна перестать быть составленною из 4 частей, как ее выдумали 100 лет назад Гайдн и Моцарт. Что за 4 части? Почему они должны непременно быть? Пришло им время сойти со сцены, точно так, как и симметрическому параллельному устройству внутри каждой из них. Прогнали со света школьную форму од, речей, изложений, хрий и т.д. Должно прогнать 1-ю и 2-ю тему, Durchfuhrung или Миттельзац и прочую схоластику. Будущая форма музыки – то бесформие, которое есть уже во всей 2-й мессе»[2].
Стасовскойидеологеме вторит Мусоргский. Немецкие формы музыки он называет «немецкой тухлятиной»[3] и гневно протестует против «царства» «симфонических попов»[4].
Еще раньше, накануне собирания балакиревского кружка, Стасов определил свою концепцию обличения пагубных иноземных влияний на М. И. Глинку и прежде всего того, что можно было бы назвать «итальянщиной». Это было им сделано в первом монографическом  исследовании творчества Глинки. В «Жизни за Царя» Стасов услышал ее «в партиях Антониды и Вани, обоих замечательных трио и проч.»[5], а в «Руслане и Людмиле» – в симфонических танцах, но главным образом в партии Людмилы, «обе арии» которой «вышли какою-то смесью незавидных и малодостойных оперы Глинки элементов: французского, почти водевильного..., и итальянского...»[6]. Упиваясь собственной смелостью, Стасов выносит главным героиням глинкинских опер убийственный приговор: «Тип Людмилы, столь же бесцветный и неопределенный, как и тип Антониды в “Жизни за Царя”, не представлял ничего для лиризма Глинки, кроме общих мест, и потому лицо это осталось незначительным и нерельефным, точь-в-точь, как и лицо Антониды...»[7].
Не пощадил Стасов и содержательно-смысловые доминанты первой гениальной оперы композитора «Жизнь за Царя» – идеи государственности и патриотизма: «Никто, быть может, не сделал такого бесчестья нашему народу, как Глинка, выставив посредством гениальной музыки на вечные времена русским героем подлого холопа Сусанина… – писал он Балакиреву 21 марта 1861 года. – Это апотеза русской скотины московского типа и московской эпохи… “Жизнь за Царя” – точно опера с шанкром, который ее грызет и грозит носу и горлу ее смертью»[8].
Как-то странно на это откликается Балакирев, признаваясь в своей ненависти к русскому народу[9].
Не ограничивается запретными филиппиками в адрес Глинки, Стасов переносит их на русских писателей, тем самым как бы указывая композиторам границы для их сюжетов, либретто и содержательной проблематики. В письме В. П. Буренину он требует: «…необходимо перебрать снова наших писателей с тех пор: Пушкин onnene. Хотя вы сомной не раз спорили насчет этого вашего полуидола, но если будете последовательны, то должны резануть его тем же ланцетом, как и Льва Толстого: талант талантом, а часто встречающееся ничтожество, пустота, а главное – барство и “аристократизм” содержания – одной категории. Отнимите красоту формы, художественность внешности и что же останется от всей этой вздорности и чепухи Татьян (высоко превозносимых и публикой, и автором) Онегиных, расиновский“Борисов Годуновых” и всего ничтожества лирики?!!
Нет, Пушкин по содержанию своему не годится более нынешнему поколению, будущему будет невыносим и тошен, последующему жалок и смешон! Лермонтов – еще более, со всем своим отвратным и офицерским ходульничанием м т.д. и т.д.»[10].
Стасовские пристрастия формировали художественно-технологические и содержательные нормативы музыки балакиревского кружка. Об этом рассказывает в своих мемуарах Н. А. Римский-Корсаков: – «Вкусы кружка тяготели к Глинке, Шуману и последним квартетам Бетховена, – писал он, вспоминая свои впечатления, от знакомства с кружком зимой 1861-1862 года. – Восемь симфоний Бетховена пользовались сравнительно незначительным расположением кружка. Мендельсон, кроме увертюры “Сон в летнюю ночь”, “Hebrden” и финала октета, был мало уважаем и часто назывался Мусоргским “Менделем”. Моцарт и Гайдн считались устаревшими и наивными; С. Бах — окаменелым, даже просто музыкально-математической, бесчувственной и мертвенной натурой, сочинявшей как какая-то машина. Гендель считался сильной натурой, но, впрочем, о нем мало упоминалось. Шопен приравнивался Балакиревым к нервной светской даме. Начало его похоронного марша (b-moll) приводило в восхищение, но продолжение считалось никуда не годным. Некоторые мазурки его нравились, но большинство сочинений его считалось какими-то красивыми кружевами и только. Берлиоз, с которым только что начинали знакомиться, весьма уважался. Лист был сравнительно мало известен и признавался изломанным и извращенным в музыкальном отношении, а подчас и карикатурным. О Вагнере говорили мало. К современным русским композиторам отношение было следующее. Даргомыжского уважали за речитативную часть “Русалки”; три оркестровые его фантазии считали за курьез и только (“Каменного гостя” в ту пору не было) романсы “Паладин” и “Восточная ария” очень уважались; но в общем ему отказывали в значительном таланте и относились к нему с оттенком насмешки. Львов считался ничтожеством. Рубинштейн пользовался репутацией только пианиста, а как композитор считался бездарным и безвкусным. Серов в те времена еще не принимался за “Юдифь”, и о нем молчали»[11].
Не менее важным представляется то, что, по словам Корсакова, «мелодическое творчество, под влиянием сочинений Шумана, было в то время в немилости. Большинство мелодий и тем считалось слабой стороной музыки (как исключение приводились немногие, например мелодия 1-й песни Баяна). Почти все основные мысли бетховенских симфоний считались слабыми; шопеновские мелодии — сладкими и дамскими; мендельсоновские — кислыми и мещанскими. Темы баховских фуг, однако, несомненно уважались. Наибольшим вниманием и почтением пользовались музыкальные моменты, называемые дополнениями, вступлениями, короткие, но характерные фразы, упорные диссонирующие последовательности (однако не энгармонического рода), секвенцеобразные нарастания, органные пункты, резкие заключения и т. п.»[12].
Кстати, «балакиревскую» прививку Римскому-Корсакову сделал в свое время обучавший его игре на фортепиано в годы пребывания в морском корпусе – то есть еще до знакомства с балакиревцами, Ф. А. Канилле, приятельствоваший с Балакиревым: «Канилле открыл мне глаза на многое. С каким  восхищением я от // с. 16 // него услыхал. Что “Руслан” действительно лучшая опера в мире, что Глинка – величайший гений. Я до сих пор это предчувствовал, – теперь я это услыхал от настоящего музыканта <…>. Он же познакомил меня с увертюрой к “Королю Лиру” Балакирева, и я возымел величайшее уважение к имени Балакирева, которой услыхал впервые»[13].
Таким образом, композиторы балакиревского кружка оказывались жестких рамках запретов подражанию итальянской опере немецкой инструментальной музыке, итальянской вокальности и даже отчасти русской сюжетики. И в первое десятилетие своего существования творили, создавая свои интонационные формы, избирая литературные программы и сюжеты «невиданных» страстей из Шекспира, античности, творчества Гейне («Вильям Ратклиф»), Флобера («Саламбо»), открывая для себя еще не затертый западной музыкой интонационный мир Востока.
Запрет на вокальный мелодизм в их операх компенсировался развитием форм речитатива и вставными народными песнями.Мусоргский в работе над оперой «Женитьба» стремился к тому, чтобы «действующие лица говорили на сцене, как говорят живые люди…», и рождающаяся музыка была бы «художественным воспроизведение человеческой речи во всех тончайших изгибах ее»[14].
Отказ от сонатной формы в симфонической музыке породил новые структуры, которые опять же Мусоргский определил как «Форма разбросанных вариаций и перекличек»[15].
И только во второй половине 1860-х блакиревцы начали освобождаться от тяжких запретов. Но к этому времени они уже были оснащены удивительно новаторским в европейском контексте интонационно-содержательным опытом, что позволило им в дальнейшем выйти на мировой уровень творчества.
Принципиально по-другому дело обстоит с запретами в формировании творчества Чайковского. Великолепный музыкант и выдающийся общественный деятель Антон Рубинштейн, открывая первую русскую консерваторию, с одной стороны способствовал демократизации русской музыкальной культуры, а с другой, исповедуя крайне консервативные, не сказать, реакционные музыкальные вкусы, вызывал негодование «прогрессивной» музыкальной общественности. В период учреждения консерватории и в тогдашней своей преподавательской практике он отрицал возможность национального своеобразия академической музыки, выступал против новаций в инструментовке, пренебрежительно относился к творчеству современных композиторов, включая даже таких метров как Глинка, Лист, Вагнер и Берлиоз.
В частности еще в 1855 году он писал: «Каждый встречающийся в опере элемент чувства, как-то: любовная страсть, ревность, мстительность, веселость, печаль ит.п. присущи всем народам земли, и потому передача музыкой этих всеобщих чувств должна носить не национальный, а общечеловеческий характер»[16]. Поэтому, по его мнению, Глинка, несмотря на свою гениальность, в стремлении к национальной самобытности в своих операх «потерпел крушение»[17].
Естественно, что и своего гениального ученика он старался ограничивать в музыкально-выразительных средствах, требуя от него оставаться в параметрах технологий первой четверти XIX века.
Однако вольнолюбивый и переполненный новыми творческими идеями Чайковский не только не следовал мудрым ограничениям учителя, но поступал как бы от противного. И в ряде важнейших своих сочинений он демонстративно создавал музыкально-технологические шедевры наперекор запретам Рубинштейна. Таковы, в частности,программная увертюра «Гроза» по Островскому(1864 г.) и 1-я симфония (1866 г.).
Особенно показателен в данном случае эпизод с «Грозой» в котором, по словам учившегося с Чайковским Лароша, «молчаливый протест» Чайковского против запретов учителя неожиданно «обратился в громкий»[18]. Смысл этого «громкого протеста» в том, что Чайковский, вопреки учительским установкам и вкусам Рубинштейна написал симфоническую партитуру со всеми новейшими по тому времени средствами тематизма, а главное, инструментовки – «с большой трубой английским рожком, арфой, тремоло в разделенных скрипках, большим барабаном и тарелками»[19], т.е. со всеми признаками неприемлемых Рубинштейном, но обожаемых тогда Чайковским новейших образцов музыки А. Литольфа[20] и Д. Мейербера[21].
А в 1-й симфонии сразу же по окончании консерватории Чайковский демонстративно цитирует русскую народную песню и использует музыку написанных наперекор Рубинштейну консерваторских сочинений.
Стоит отметить, что, несмотря на принципиальные различия запретов, условно говоря, у Стасова и Рубинштейна. В обоих случая они восходят к общей культурно исторической ситуации, а именно в эпоху царствования Николая I. Только для Стасова его запреты были вызваны протестом против идеологической ситуации господствовавшей тогда лживой триады «Самодержавия, православия и народности» и одновременно итало-немецкой вкусовщины придворных музыкальных интересов. А для Рубинштейна, наоборот, эта ситуация была родной; он вырос и воспитался в ее недрах и вероятно не предполагал иной.
Однако, следствием и той и другой практики запретов стало нарабатываемое обеими противодействующим сторонами навыков изобретательности в их компенсации или в преодолении, а затем и поразительные успехи в сочетании этих навыков с наиболее передовыми тенденциями современной им мировой музыкальной культуры.

P.S. Любопытно, что, пройдя в своей молодости школу запретов, Римский-Корсаков удивительно чутко и творчески применил ее практику к двум своим ученикам.Осознавая консерватизм композиторского образования в консерватории в начале XX века, он не пустил туда занимавшегося музыкальным самообразованием Игоря Стравинского. Таким запретом он не дал заглохнуть гениальным новаторствам Стравинского в условиях школярской учебной догматики консерваторских учителей. Вероятно о таком же его запрете стоит предполагать и в отношении А. К. Глазунова, который кроме уроков ф-но у Балакирева и теории композиции у Римского-Корсакова в конце 1870-х годов, нигде и ни у кого больше не учился. И это при условии, что тогда у Корсакова уже закончил консерваторское обучение А. К. Лядов и успешно занимался Аренский!
Но это уже несколько иная история…



[1] М. А. Балакирев и В. В. Стасов. Переписка. В 2-х томах / Ред.-сост., автор вступ. статьи и коммент. А. С. Ляпунова. Т. 1. М., 1970. С. 122.
[2] Там же. С. 124.
[3] См.: письмо к М. А. Балакиреву от 26 января 1867 года – Мусоргский М. П. Письма. 2-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 446 с. С. 68.
[4] См. письмо к В. В. Стасову от 13 июля 1872 года – Мусоргский М. П. Письма. 2-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 446 с. С. 132.
[5]Стасов В. В. Михаил Иванович Глинка / / Стасов В. В. Статьи о музыке. В пяти выпусках. Вып. 1.Составитель Н. Симакова Редактор Вл. Протопопов. М. : «Музыка», 1974. (Русская классическая музыкальная критика). – 435 с.  С. 175-351. С. 277.
[6]Стасов В. В. Михаил Иванович Глинка / / Стасов В. В. Статьи о музыке. В пяти выпусках. Вып. 1.Составитель Н. Симакова Редактор Вл. Протопопов. М. :, «Музыка», 1974. (Русская классическая музыкальная критика). – 435 с.  С. 175-351 С. 292.
[7]Стасов В. В. Михаил Иванович Глинка / / Стасов В. В. Статьи о музыке. В пяти выпусках. Вып. 1.Составитель Н. Симакова Редактор Вл. Протопопов. М. :, «Музыка», 1974. (Русская классическая музыкальная критика). – 435 с.  С. 175-351. С. 292..
[8] Письмо В. В. Стасова от 21 марта 1861 года. (М. А. Балакирев и В. В. Стасов. Переписка. В 2-х томах / Ред.-сост., автор вступ. статьи и коммент. А. С. Ляпунова. Т. 1. М., 1970. С. 130
[9] Письмо В. В. Стасову от 22 марта 1861 года.(М. А. Балакирев и В. В. Стасов. Переписка. В 2-х томах / Ред.-сост., автор вступ. статьи и коммент. А. С. Ляпунова. Т. 1. М., 1970. С. 131-132).И это перекликается со словами Стасова об «этой проклятой России» (Стасов В. В. Письма к родным. Т. I. Часть вторая (1862-1879). М.: Музгиз, 1954. – 408 с. С. 2). Ср. с его статьей о происхождении русских богатырей…
[10] Письмо к В. П. Буренину от 1875 г. Цит. по: Заславский Д. Щедрин, Мусоргский, Стасов // Красная новь. 1940, № 11-12. С. 282.
[11]Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкально жизни / Под ред. А. Н. Римского-Корсакова. М.: Мос. Гиз. Изд., 1932. – 368 с. С. 29.
[12]Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкально жизни / Под ред. А. Н. Римского-Корсакова. М.: Мос. Гиз. Изд., 1932. – 368 с. С. 35.
[13]Цит по: Гозенпуд  А. А.Римский-Корсаков // Советская музыка, 1950, № 2. С. 61.
[14] См. письмо к Л. И. Шестаковой от 30 июля 1868 года – Мусоргский М. П. Письма. 2-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 446 с. С. 87. Ср. с его же: «Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии…» (письмо к В. В. Стасову от 25 декабря 1876 года – Мусоргский М. П. Письма. 2-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 446 с. С. 240).
[15] См. письмо к Н. А. Римскому-Корсакову от 5 июля 1867 года – Мусоргский М. П. Письма. 2-е изд. — М.: Музыка, 1984. — 446 с. С. 71.
[16] Цит. по: Барнбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь. Артистический путь. Творчество. Музыкально-общественная деятельность. В 2-х т.. Том первый. Л.: Гос. Муз.Изд., 1957. – 456 с. С. 182
[17]Барнбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь. Артистический путь. Творчество. Музыкально-общественная деятельность. В 2-х т.. Том первый. Л.: Гос. Муз. Изд., 1957. – 456 с.С. 183.
[18]Ларош Г. А. Из моих воспоминаний. Чайковский в консерватории / Избранные статьи: В 5-ти вып. [Ред. коллег. …А. А. Гозенпуд (отв. ред.) и др.] Вып. 2 П. И. Чайковский  Сост., авт. вступ. статьи, коммент и примеч. Г. Б. Бернандт Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. – 368 с.  С. 277-299. С. 286.
[19] Там же.
[20]Ларош Г. А.  Предисловие к книге «Музыкальные фельетоны и заметки» П. И. Чайковского / / Избранные статьи: В 5-ти вып. [Ред. коллег. …А .А. Гозенпуд (отв. ред.) и др.] Вып. 2 П. И. Чайковский  Сост., авт. вступ. статьи, коммент и примеч. Г. Б. Бернандт Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. – 368 с.  С. 299-325. С 314
[21] Там же: С. 289, 291; Ларош Г. А. П. И. Чайковский как драматический композитор // Избранные статьи: В 5-ти вып. [Ред. коллег. …А. А. Гозенпуд (отв. ред.) и др.] Вып. 2 П. И. Чайковский  Сост., авт. вступ. статьи, коммент и примеч. Г. Б. Бернандт Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975.  С. 215.

Комментарии

  1. Сергей Владимирович, спасибо! Вопрос совсем неспециалиста: в истории словесности, кажется, новаторство обычно - в области эстетических манифестов - связывается с призывами к отмене всяческих предыдущих запретов; после Вашего доклада становится особенно понятно, что все это, наверно, только риторика, а на самом деле одни запреты сменяются другими. - Насколько стасовская позиция характерна для "новатора" в музыке?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Милостивая государыня, Вы меня заставили задуматься над самой ситуацией «новаторства» в музыке, и навели на мысль о Скрябине. Стараясь найти новые средства для выражения своих демиургических фантазий, он неизбежно отказывался от нормативов музыки XIX века: табу были наложены на гармонию, прикладную жанровую специфику, на мелодию и даже на структуры, восходящие к квадратности (стиховые катрены, 4-х-такты парных танцев) и т.п. Спасибо! С.В.Ф.

      Удалить
  2. Спасибо большое, Сергей Владимирович, как всегда. очень интересно! 1. У меня 2 вопроса: запреты формируют определенную культурную карту, в данном случае они были совершенно противонаправленны и вытекали из привычных оппозиций русское/западное, старое/новое. Была ли в этом культурном поле третья сила или какие-то совершенно иные критерии для разграничения сил? И совсем праздный вопрос: есть ли в истории русской музыки примеры, когда запрет оказался плодотворен не из-за активизации сопротивления, а сам по себе?

    ОтветитьУдалить
  3. Интереснейший вопрос Илона Витаутасовна! Спасибо. Мы как-то забываем, что музыкально-технологическая (эстетическая?) оппозиция запретов, насаждаемых учителями-идеологами в музыке в эпоху «шестидесятничества», совсем не исключала существования других позиций. Так, А.Н.Серов, будучи прямым воспитанником Глинки, не разделял их запретов и, придерживаясь, главным образом, требований профессионализма, самым новаторским для русской культуры того времени образом творил, хотя и не самые великие, но базовые для русской музыки оперы, в которых вступал в диалог с Генделем, Бетховеном, Глинкой, Вагнером и русской песней. Хотели того или не хотели, но и Чайковский и балакиревцы были воспитаны на его музыке и на его критических статьях. К тому же из-за советской идеологической ориентации на стасовщину история русской музыки предстает в искаженном виде и не учитывает (опять «табу») реальности того, что к середине 1870-х все прежние запреты рухнули и главный выразитель стасовской «могучей кучки» – Р-Корсаков даже вступил во Всемирный союз немецких музыкантов… Куда же более! Что касается второго вопроса, то убежден, что любые запреты в искусстве, сами по себе, неплодотворны. С.В.Ф.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот как раз этого (Ваш ответ И. М) мне и не хватило в Вашем прекрасном докладе. И еще, наверное, стоило бы прописать что такое была фигура Стасова в советской идеологии. Иначе молодому поколению будет непонятен Ваш пафос неприятия этого монстра в Вашем докладе. Но я-то этот пафос ой как разделяю, оскомина осталась с музыкальной школы. Вопросик: а музыковедам в советские времена вменялось в обязанность процитировать в статьях Стасова? (ну, про Ленина не говорю, тут у нас всех было одно).

      Удалить
    2. Конечно вменялось. Он был главным толкователем русской музыки XIX века. Да еще с хорошей биографией антимонархиста, пламенного атеиста, да еще племянница в ЦК РСДТРП.

      Удалить
  4. Сергей Владимирович, спасибо за интересный доклад! У меня частный вопрос. Вы пишите, что для Стасова его запреты были вызваны протестом против триады Уварова "Самодержавие, православие, народность". Уточните, пожалуйста, это Ваш личный вывод, или этот протест был где-то озвучен Стасовым? Минкина Ольга (ПсковГУ)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, не озвучил, но выразил всей своей деятельностью, и особенно в эпоху шестидесятничества.

      Удалить
  5. Сергей Владимирович, спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Самые популярные записи в блоге