Т. С. Царькова. Запрет ценою в жизнь (поэт А. С. Морев)
Трагическая
судьба писателя, поэта и художника «второй ленинградской культуры» Александра Сергеевича Морева (наст.фам. Пономарев)
стала темой доклада Т. С. Царьковой «Запрет ценою в жизнь». Жизнь и начиналась
с трагедии – Морев был ребенком войны, он родился в 1934 г. в Ленинграде, на
Васильевском острове, и в первый блокадный год пошел в школу. Блокада унесла 12
его родственников, в один месяц 1942 г. умерли мать, бабушка, младший брат. Он
чудом остался жив. Но и в дальнейшем неудачи, непонимание, запреты и отказы
публикаций и экспонирований своих работ
преследовали творческого, одаренного человека, потому что его
произведения не вписывались в общепринятые рамки и стандарты, поскольку он сам,
послушный лишь рано проявившемуся многогранному таланту, не мог заставить себя
быть таким, как все.
Продемонстрированные
в докладе материалы архива Морева, собранного друзьями и отданного в дар РО
ИРЛИ одним из них – А. Ф. Бомашёвым, передают удушливую и гибельную атмосферу
официальной литературы и чиновничества от нее 1970-х годов. Неравная борьба с
ними привела к самоличному уничтожению значительной части творений художника и
его страшному, но добровольному уходу из той жизни (1979). Другого выхода он не
видел.
Иллюстрации:
Татьяна Сергеевна, спасибо! - Вы сказали, что архив Морева (в ОР ИРЛИ, да?) большой и интересный, - он описан, его материалы можно посмотреть? можно ли где-то про этот архив почитать? - Г.Зыкова
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
УдалитьУважаемая госпожа Зыкова, поскольку архив поступил недавно, он, конечно, не обработан. К тому же существует наследное право на использование.
УдалитьЯсно, Татьяна Сергеевна, спасибо. Что касается наследного права - наследники могут закрыть доступ к фонду, а могут и не закрывать (мы, например, с Е.Н.Пенской не закрываем, когда передаем материалы в РГАЛИ и Бремен), - поэтому и спросила.
УдалитьТатьяна Сергеевна, можно еще один вопрос: была ли подготовлена та выставка с замечательным названием, о которой Вы упомянули? И если да, то зафиксирована ли она как-то, возможен ли к ней виртуальный доступ?
ОтветитьУдалитьУвы, сначала планировалась витринная выставка, потом, по мере усиления запретов, виртуальная. Но и ее не удалось создать. Упоминание о ней лишь в блоге нашей конференции в окне "То, что могло бы быть". Дальше - время покажет. Но идея создания выставки в будущем - с нами. Спасибо Вам за проявленный интерес!
УдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо , Татьяна Сергеевна, а можно ли узнать время поступления архива Морева?
ОтветитьУдалитьАрхив поступил в 2019 г.
УдалитьТатьяна Сергеевна, и еще вопрос: можно ли чуть подробней про формирование этих тамиздатских и самиздатских архивов? Происходит ли сейчас пополнение? Есть ли описи в открытом доступе? Еще раз: большое спасибо
ОтветитьУдалитьВопрос большой, поэтому излагать не здесь. Пополнения идут непрестанно. К описаниям ещё не приступили, потому что формирование многих фондов не завершено. Т.Ц.
УдалитьСпасибо большое! Татьяна Сергеевна, у меня вопрос: а пушкинские рисунки Морева где-то публиковались?
ОтветитьУдалитьС.В., скорей всего нет, но рисунков очень много. Т.Ц.
Удалить