Итоги конференции


Дорогие участники VII конференции

«Все запреты мира: табу в литературе и искусстве»,

 

Вот и подошла к концу наша конференция «Все запреты мира», проходившая в непривычном для многих из нас блог-формате. В первую очередь, хотим поблагодарить всех участников, как докладчиков, так и слушателей/читателей, за проявленную активность и искреннюю заинтересованность!

Режим вынужденной самоизоляции, объявленный в Росси в связи с эпидемией коронавирусной инфекции, вынудил нас совместно искать способа устроить нашу встречу. Этот замысел осуществился во многом благодаря тому, что большинство из вас, дорогие участники, пошли нам навстречу и также овладели этим способом общения. Действительно, формат блог-конференции позволил нам не только преодолеть запрет на живые личные встречи, но и подарил возможность вдумчиво, спокойно ознакомиться с представленными материалами, корректно и ясно изложить вопросы и замечания, участвовать в дискуссии до исчерпания темы, а не до окончания отведенного времени, всегда ограниченного на очных конференциях.

Блог-формат конференции, как отметили многие участники, имел свои несомненные плюсы: мы могли читать доклады и обсуждать их в «отложенном режиме», поскольку не были ограничены во времени: докладчики развернуто отвечали на вопросы, и дискуссия явно не ограничивалась отведенными регламентом десятью минутами – мы с удовольствием могли себе это позволить. В формате «зум-конференции» такое было бы невозможно. Кроме того, наш формат позволил практически бесконечно расширять аудиторию, что в сегодняшнем мире немаловажно.

Мы благодарны за высокую оценку нашей работы коллегами и гордимся их предложением использовать этот формат в дальнейшей работе проекта. Однако преимущества живого общения в аудитории для нас неоспоримы, и мы уверены, что будущем нам предстоит наслаждаться именно им.

Общими усилиями мы попытались выяснить особенности понятий «табу» и «запрет»; способы преодоления, игнорирования и нарушения запретов; понять, почему, как и кем в разные эпохи и в разных сообществах запреты создаются. Можно сказать, что до нас широкий спектр значений «табу» в культуре и искусстве еще не рассматривался.

Конференция подтвердила, что изучение табу до сих пор открывает перспективы психологии и антропологии, способствует пониманию природы человека (в самом широком смысле), а исследование собственно запретов востребовано культурологами и историками разных видов искусств и социальных практик. Большинство авторов сконцентрировалось на способах преодоления/изживания запретов как механизме развития культуры; но рождение новых запретов, формирующих карту культуры модерна, осталось, к сожалению, за пределами внимания докладчиков.

Традиционно широко представлены материалы по истории русской словесности от средневековья до нового и новейшего времени. Это были новые и неожиданные повороты, — от запретов, связанных с изображением свиньи в русских бестиариях, и обхода патриарших запретов на почитание местно-чтимых вологодских святых, нового взгляда на причину Михайловской ссылки Пушкина до трагических поворотов истории советской словесности и искусства за гранью соцреалистического канона. С ними соседствуют изыскания по истории зарубежных литератур и русско-зарубежных литературных связей. Историко-литературные исследования по истории русского балета, русской музыки классического периода, кинематографа, искусства инсталляции, театра, компьютерных игр создавали нам контекст. Всегда важной для нас, хотя на этот раз узкоспециальной, была и лингвистическая сторона раскрытия темы.

Из достоинств именно этой конференции, седьмой в проекте, отметим следующее. Достаточно взглянуть на программу конференции, чтобы оценить разносторонность подхода и в первую очередь разнообразие материала. Эта вторая позиция, изначально заявленная в проспектах наших конференциях, реализуется отнюдь не всегда — и очень приятно, что тема запретов позволила рассмотреть самые разные искусства и обратиться к самым разным эпохам. Древность и современность, музыка и компьютерные игры, архивы и рукописи, кинематограф традиционный и авангардный… Перечисление можно продолжать, но вполне очевидно, что в разных искусствах мы находим различные формы преодоления/непреодоления табу. И специфика запретов (вербальных, визуальных, этических, политических и т.п.) получила в докладах исключительно подробное освещение

А вот первая часть нашей концепции — разносторонность подходов — осталась во многом перспективой. По существу, запрет воспринимается как ограничение, а не как форма структурирования мира; к антропологическим концепциям обратились А. Ю. Сорочан и С. А. Фомичев; но намеченная в их докладах парадигма, увы, развития не получила. Крайне редки были обращения к нарративным конструкциям запрета (при этом в докладе А. А. Липинской подобный анализ был предпринят на конкретном материале – но сама интерпретация этого материала была во многом иронична). Перспектива исследования – не столько в осмыслении сакрализации запретов, сколько в изучении общих принципов конструирования запретов, построения инвариантов и моделирования мира в логике запрета.

К сожалению, докладов имагологического содержания было немного; культурным границам был посвящен доклад А. О. Дёмина, на противоречивом материале объединившего разноплановые сюжетные линии конференции. Но вспомним, к примеру, сюжет книги Р. Л. Стивенсона «В южных морях»: герои прибывают на остров, где король снимает табу с алкоголя. И причины трансформации, границы действия табу, общие модели его функционирования – все это осталось за рамками анализа.

Ориенталистские модели позволяют поставить вопрос о культурной специфике запретов. Когда Рене Генон обращается к исламу, в его традиционалистской модели запрет занимает центральное место; но в последующие десятилетия традиционализм эволюционирует от концепции запрета к принципиально иным моделям (см. работы Ю. Эволы). Это вплотную подводит к радикальным, даже вызывающим, но исключительно значимым темам и группам тем; и любой эстетический анализ, сколь угодно изящный, но уводящий от этих тем, будет не вполне релевантным.

Получилось поразительно интересное и насыщенное обсуждение целого блока тем, позволяющее оценить не только сильные, но и слабые места проекта. Во многом мы упустили из виду двойное значение темы запрета, связанное с общей концепцией «неканонической эстетики». Канон до известной меры определяется запретами; но для описания этой «известной меры» нужно исследовать категории запрет и табу более глубоко; и. видимо, мы к ним еще вернемся.

При всей разности материалов и подходов доклады объединила одна симптоматическая черта. Исследователи обратились к рассмотрению вопросов, касающихся рефлексии, обхода, снятия, отмены, преодоления запретов. Запретов отживших, бессмысленных, косных, мертвящих. И в этом новом, незапланированном нами единстве нам видится залог будущей цельной публикации материалов конференции. О планах публикации, которые у нас уже сложились, мы сообщим вам в ближайшее время.

Дорогие участники проекта «Неканоническая эстетика», благодарим вас за ваш труд, идеи, изобретательность и преодоление неожиданных препон ради служения науке и надеемся продолжить наше сотрудничество в форме публикации материалов конференции.

Комментарии

Самые популярные записи в блоге