Итоги конференции
Дорогие участники VII конференции
«Все запреты мира: табу в литературе и
искусстве»,
Вот и
подошла к концу наша конференция «Все запреты мира», проходившая в непривычном
для многих из нас блог-формате. В первую очередь, хотим поблагодарить всех
участников, как докладчиков, так и слушателей/читателей, за проявленную активность
и искреннюю заинтересованность!
Режим
вынужденной самоизоляции, объявленный в Росси в связи с эпидемией
коронавирусной инфекции, вынудил нас совместно искать способа устроить нашу встречу.
Этот замысел осуществился во многом благодаря тому, что большинство из вас, дорогие
участники, пошли нам навстречу и также овладели этим способом общения.
Действительно, формат блог-конференции позволил нам не только преодолеть запрет
на живые личные встречи, но и подарил возможность вдумчиво, спокойно
ознакомиться с представленными материалами, корректно и ясно изложить вопросы и
замечания, участвовать в дискуссии до исчерпания темы, а не до окончания отведенного
времени, всегда ограниченного на очных конференциях.
Блог-формат
конференции, как отметили многие участники, имел свои несомненные плюсы: мы
могли читать доклады и обсуждать их в «отложенном режиме», поскольку не были
ограничены во времени: докладчики развернуто отвечали на вопросы, и дискуссия
явно не ограничивалась отведенными регламентом десятью минутами – мы с
удовольствием могли себе это позволить. В формате «зум-конференции» такое было
бы невозможно. Кроме того, наш формат позволил практически бесконечно расширять
аудиторию, что в сегодняшнем мире немаловажно.
Мы
благодарны за высокую оценку нашей работы коллегами и гордимся их предложением
использовать этот формат в дальнейшей работе проекта. Однако преимущества живого
общения в аудитории для нас неоспоримы, и мы уверены, что будущем нам предстоит
наслаждаться именно им.
Общими
усилиями мы попытались выяснить особенности понятий «табу» и «запрет»; способы
преодоления, игнорирования и нарушения запретов; понять, почему, как и кем в
разные эпохи и в разных сообществах запреты создаются. Можно сказать, что до
нас широкий спектр значений «табу» в культуре и искусстве еще не
рассматривался.
Конференция
подтвердила, что изучение табу до сих пор открывает перспективы психологии и
антропологии, способствует пониманию природы человека (в самом широком смысле),
а исследование собственно запретов востребовано культурологами и историками
разных видов искусств и социальных практик. Большинство авторов
сконцентрировалось на способах преодоления/изживания запретов как механизме
развития культуры; но рождение новых запретов, формирующих карту культуры
модерна, осталось, к сожалению, за пределами внимания докладчиков.
Традиционно
широко представлены материалы по истории русской словесности от средневековья
до нового и новейшего времени. Это были новые и неожиданные повороты, — от
запретов, связанных с изображением свиньи в русских бестиариях, и обхода
патриарших запретов на почитание местно-чтимых вологодских святых, нового
взгляда на причину Михайловской ссылки Пушкина до трагических поворотов истории
советской словесности и искусства за гранью соцреалистического канона. С ними
соседствуют изыскания по истории зарубежных литератур и русско-зарубежных литературных
связей. Историко-литературные исследования по истории русского балета, русской
музыки классического периода, кинематографа, искусства инсталляции, театра,
компьютерных игр создавали нам контекст. Всегда важной для нас, хотя на этот
раз узкоспециальной, была и лингвистическая сторона раскрытия темы.
Из
достоинств именно этой конференции, седьмой в проекте, отметим следующее. Достаточно
взглянуть на программу конференции, чтобы оценить разносторонность подхода и в
первую очередь разнообразие материала. Эта вторая позиция, изначально
заявленная в проспектах наших конференциях, реализуется отнюдь не всегда — и
очень приятно, что тема запретов позволила рассмотреть самые разные искусства и
обратиться к самым разным эпохам. Древность и современность, музыка и
компьютерные игры, архивы и рукописи, кинематограф традиционный и авангардный… Перечисление
можно продолжать, но вполне очевидно, что в разных искусствах мы находим
различные формы преодоления/непреодоления табу. И специфика запретов
(вербальных, визуальных, этических, политических и т.п.) получила в докладах
исключительно подробное освещение
А вот
первая часть нашей концепции — разносторонность подходов — осталась во многом
перспективой. По существу, запрет воспринимается как ограничение, а не как
форма структурирования мира; к антропологическим концепциям обратились А. Ю. Сорочан
и С. А. Фомичев; но намеченная в их докладах парадигма, увы, развития не
получила. Крайне редки были обращения к нарративным конструкциям запрета (при
этом в докладе А. А. Липинской подобный анализ был предпринят на конкретном
материале – но сама интерпретация этого материала была во многом иронична).
Перспектива исследования – не столько в осмыслении сакрализации запретов,
сколько в изучении общих принципов конструирования запретов, построения
инвариантов и моделирования мира в логике запрета.
К
сожалению, докладов имагологического содержания было немного; культурным
границам был посвящен доклад А. О. Дёмина, на противоречивом материале
объединившего разноплановые сюжетные линии конференции. Но вспомним, к примеру,
сюжет книги Р. Л. Стивенсона «В южных морях»: герои прибывают на остров, где
король снимает табу с алкоголя. И причины трансформации, границы действия табу,
общие модели его функционирования – все это осталось за рамками анализа.
Ориенталистские
модели позволяют поставить вопрос о культурной специфике запретов. Когда Рене
Генон обращается к исламу, в его традиционалистской модели запрет занимает
центральное место; но в последующие десятилетия традиционализм эволюционирует
от концепции запрета к принципиально иным моделям (см. работы Ю. Эволы). Это
вплотную подводит к радикальным, даже вызывающим, но исключительно значимым
темам и группам тем; и любой эстетический анализ, сколь угодно изящный, но уводящий
от этих тем, будет не вполне релевантным.
Получилось
поразительно интересное и насыщенное обсуждение целого блока тем, позволяющее
оценить не только сильные, но и слабые места проекта. Во многом мы упустили из
виду двойное значение темы запрета, связанное с общей концепцией
«неканонической эстетики». Канон до известной меры определяется запретами; но
для описания этой «известной меры» нужно исследовать категории запрет и табу
более глубоко; и. видимо, мы к ним еще вернемся.
При
всей разности материалов и подходов доклады объединила одна симптоматическая
черта. Исследователи обратились к рассмотрению вопросов, касающихся рефлексии,
обхода, снятия, отмены, преодоления запретов. Запретов отживших, бессмысленных,
косных, мертвящих. И в этом новом, незапланированном нами единстве нам видится
залог будущей цельной публикации материалов конференции. О планах публикации,
которые у нас уже сложились, мы сообщим вам в ближайшее время.
Дорогие
участники проекта «Неканоническая эстетика», благодарим вас за ваш труд, идеи,
изобретательность и преодоление неожиданных препон ради служения науке и
надеемся продолжить наше сотрудничество в форме публикации материалов конференции.
Комментарии
Отправить комментарий